Популярные новости
Мы Вконтакте

Вышивка Золотом Инструменты Приспособления и Материалы

Вышивка Золотом. Инструменты, Приспособления и Материалы
Вышивка Золотом
 

В данной статье мы описали все те инструменты, приспособления и материалы, которые используются для вышивки золотом.

Для вышивки золотом необходимы иголки, наперстки, ножницы, витейка, шильце и пяльцы.

Иголки. Нужно иметь несколько иголок разной длины и толщины для различных нитей и тканей.

Ножницы.  Для обрезания нитей на вышивке удобны маленькие или средний ножницы, а для разрезания тканей – большие.

Наперстки. В золотом шитье практически одинаково работают как правая, так и левая рука (левая снизу, правая сверху), поэтому необходимо иметь наперстки для обеих рук. Можно пользоваться металлическими и пластмассовыми наперстками, главное, чтобы они подходили точно по размеру пальца и были удобны.

Витейка – это длинная (обычно 23 см) катушка из твердого дерева, на которую наматывают золотые или серебряные нити и которой эти нити направляют по узору вышивки (рисунок 1). Благодаря витейке нити не соприкасаются с руками, не теряют блеск и избегают излишнего трения. Первый слой на витейке делают из хлопчатобумажных или льняных ниток, чтобы золотая нить не скользила по катушке. К концу хлопчатобумажной нити привязывают золотую нить и наматывают ее поверх простых нитей.

 



Витейка

Рисунок 1 - Витейка
 

Шильце состоит из ручки, в которую ввинчивают или вставляют обыкновенную иглу (рисунок 2). При помощи шила прокалывают то место на ткани, где должен начинаться или кончаться стежок. Если ткань мягкая, то можно обойтись и без шильца. Но на тканях (кожа, замша), где каждый неудачный прокол оставляет след, портящий работу, необходимо сначала проколоть шилом то место, где должен быть сделан стежок.

 

Шильце

Рисунок 2 - Шильце
 

Кроме витейки и шильца многие золотошвеи пользуются костяной или деревянной лопаточкой (из твердого дерева). Ею подпирают или приподнимают край золотого шва, чтобы достичь ровной линии. Очень удобно для работы совмещенное с лопаткой шильце, то есть когда с одной стороны шило, а с другой – деревянная ручка, заканчивающаяся миниатюрной лопаточкой.

Для выполнения золотошвейных работ необходимо иметь крепкие пяльцы. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от сжатия. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. В круглых пяльцах обычно вышивают небольшие миниатюрные работы, не превышающие внутренний размер пялец. В золотом шитье это маленькое панно, брошки, узоры для небольших сумочек и т.д. Круглые пяльцы состоят из двух деревянных обручей, из которых один чуть меньше другого по диаметру. Наиболее пригодные для шитья золотом так называемые швейцарские круглые пяльцы (рисунок 3). Их внутренний обруч имеет ручку и винт, которым пяльцы прикрепляются к столу. Так как в процессе вышивки участвуют обе руки, пяльцы должны быть закреплены. Для мягкости внутреннее кольцо обматывают тонкой тканью, затем на него кладут расправленную материю и надевают большое кольцо. Если вышиваемый кусочек ткани меньше размера пялец, то его предварительно наращивают, пришивая со всех сторон ткань. Вышиваемый узор должен находиться в центре круга.

швейцарские круглые пяльцы

Рисунок 3 - Швейцарские круглые пяльцы
 

Для золотого шитья обычно используют разборныепрямоугольные пяльцы. Все детали пялец изготавливаю из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют. Пяльцы (рисунок 4) состоят из двух основных продольных планок-линеек (1) с прибитыми или приклеенными полосками ткани (6), двух плоских поперечных планок (2) с отверстиями для колышков (4), двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек (3) или металлических прутьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями (5) для веревочек.

 

Прямоугольные пяльцы

Рисунок 4 - Прямоугольные пяльцы
 

В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. К ним относится шитье по картону (в глади и золотом шитье) – картон держит форму. Ткань для вышивания пришивают к полоскам ткани основных планок (1). Здесь необходимо обратить внимание на  то, чтобы ткань была расположена одинаково относительно середины и краев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии. А при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани (6) эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строчкой» или на швейной машине пришивают к боковым карманам с прорезями (5). Шов должен быть ровным, без перекосов. Предварительно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани зашивают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основным полоскам или наоборот). Сначала боковые планки (2) вставляют в основные (1), затем в отверстия на планках (2) вставляют колышки (4) со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки (3) вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния (рисунок 5).

 

Прямоугольные пяльцы в собранном виде

Рисунок 5 - Прямоугольные пяльцы в собранном виде
 

Натяжение посредством веревочек с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под  пялец, но по часовой стрелке. При таком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение ткани в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное. Чтобы веревочка во всех случаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматывают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не провисала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань можно подтянуть. Запяливая ткань, важно равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки (1) делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполнении больших работ , которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие.

 

Стойка для вышивания

Рисунок 6 - Стойка для вышивания
 

Для работы пяльцы устанавливают на специальные подставки или стойки. Показанную на рисунке 6 стойку можно использовать как для установки пялец, так и для запяливания ткани. Она состоит из двух вертикальных стоек, скрепленных внизу перекладиной и вращающейся прямоугольной разборной рамки. Рамка включает две поперечные планки с отверстиями, в которые вставляются две продольные круглые палки. На этой рамке можно закреплять пяльцы с запяленной тканью, привязав их кпродольным палкам. При работе можно без особых усилий переворачивать пяльцы вместе с рамкой на обратную сторону и возвращать в исходное положение. При запяливании ткани в прямоугольную рамку стойки рамка может поворачиваться лишь незначительно, на небольшой угол, так как веревочки, натягивающие ткань в продольном направлении, накручиваются непосредственно на поперечные планки и мешают полному повороту пялец. Высоту установки пялец можно регулировать отверстиями в вертикальных стойках.

Пяльцы можно положить на два одинаковых по высоте стула или стола. Высота подставок должна быть такой. Чтобы можно было работать не сутулясь.  Как правило, пяльцы располагают немного выше уровня обычного стола. При работе необходимо, чтобы свет падал сле­ва. Это связано с тем, что вышива­ние производится двумя руками - правая рука сверху, а левая снизу пялец.

Нитки. Раньше для золотого ши­тья употреблялось золото различных сортов: волоченое, пряденое, бить, скань, канитель. В зависимости от того, какая художественная задача выполнялась, выбирали те или другие сорта нитей.

Волоченое золото - тонкая золо­тая или серебряная позолоченная проволока. Этот вид нитей исполь­зовался до XI века. Наряду с воло­ченым золотом тогда использова­лось и очень круто спряденное руч­ным способом на тонкий лен золото, то есть льняная нить обви­валась тонкой золотой или сереб­ряной проволокой. Такая нить на­зывалась пряденой. Постепенно чи­стое золото было вытеснено более дешевым золотом, то есть сильно вызолоченным серебром, волоче­ным или менее круто спряденным на крученый шелк-сырец. После XVI века употребление в вышивке чи­стого золота стало довольно ред­ким и было заменено золоченым серебром, спряденным на желтую шелковую нить под цвет золота, чтобы при менее плотном прядении цвет шелка мало отличался от золота. В обиходе до Петровского времени такие золоченые нити называли золотными.

Применялось в золотом шитье и крученое золото - свитые золотая и шелковая нити. Такая нить получила название скань. Кроме того, в золотом шитье ис­пользовалась бить. Это тонкая, пло­ская металлическая (золотая или се­ребряная) полоска. Битью вышива­ли так же, как и золотой нитью.Бить выделывалась матовая, блестящая, граненая, гофрированная и цветная. Шитье канителью - тонкой ме­таллической проволокой, туго свитой в спираль, было известно уже в XIV веке. Золотые и серебряные нити ввозились в Россию преимущественно с Востока. В начале XVII века при царском дворце в Москве, было от­крыто производство золотых и серебряных нитей и канители. Руководи­ли им немецкие мастера, но уже в 1623-1630 годах упоминается рус­ский мастер волочильщик Юрий Яковлев. В 1785 году в Москве С.А. Алексеевым, прадедом велико­го режиссера К.С. Станиславского (Алексеева), основана золото - канительная фабрика, учрежденная в 1862 году как торговый дом «Вла­димир Алексеев». Фабрика просу шествовала вплоть до революции. Ее продукция в разное время была отмечена рядом медалей на выставках в России и зарубежом. В 1900 году фабрика получила выс­шую награду «Гран-при» на выстав­ке в Париже за качественную, тонкую, мягкую золотошвейную нить, лучшую в мире. Ее закупали США, Франция, Германия.

В современном золотом шитье в основном используются искусственные нити, поэтому часто этот вид рукоделия называют золотным шитьем, а нити - золотными.
Ткани. Большинство золото­швейных работ делается с подкладной тканью, то есть основная ткань накладывается на вспомогательную (дублирующую) ткань. Если вышиваемая ткань легкая, то подкладка служит укрепляющим материалом для того, чтобы не было перекосов, сжиманий, разрывов. Без подкладки металлическая нить может легко порвать ткань. Для подкладной ткани обычно берутся льняное полотно, холст, бортовка. Они крепкие и дольше служат.
Для золотого шитья как в Древ­ней Руси,  так и в последующие эпохи чаще всего использовались дорогие ткани. Как правило, до начала XVIII  века это были привозные ткани из стран Востока и Западной Евро­пы: тафта, камка, парча (алтабас и аксамит), бархат, атлас. Все доро­гие привозные ткани на Руси носили название паволок.Особенно ценился аксамит (древнерусское назва­ниеот греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый») — дра­гоценная ткань ручного производст­ва, затканная по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити. Чаще всего это фантастические стилизо­ванные изображения зверей и птиц в круглых медальонах. В Оружей­ной палате хранится саккос патри­арха Никона, памятник XVIIвека. Он сшит из очень редкой дорогой тка­ни - двойного петельчатого акса­мита, специально привезенного для патриарха из Италии. В начале XVIII века в России стало развиваться собственное шелкоткачество, и уже к середине века российские шелка не уступали по качеству европей­ским.
Современные золотошвеи, в за­висимости от назначения вышивае­мой вещи, применяют разнообраз­ные ткани. Это шелк, парча, тафта, атлас,муар, сукно, бархат, замша, кожа.
Давно в прошлом остались бога­тые, расшитые золотом и серебром одежды, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. В наше время для золотного шитья исполь­зуют не такие дорогие украшения. Это бисер, блестки, стеклярус, стра­зы, жемчуг (в основном искусствен­ный). Шитье часто украшают тесьмой и шнуром. 
  


  Просмотров: 14 791
Комментариев: 0
Другие новости по теме: